Вариантность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и другие виды деятельности).
Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. С началом занятия они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в работу. Период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями и длится 10–20, а иногда и более 30 минут прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня.
Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5–3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.
Третий период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).
В шестом периоде, при дальнейшем продолжении деятельности, в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты происходит резкое уменьшение продуктивности выполняемой работы.
Учебный день студента кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности объясняется не только суточным ритмом, а главным образом психологической установкой на выполнение учебных заданий.
Работоспособность в начале рабочей недели бывает несколько понижена, что связанно с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха и выходного дня. В середине недели, как правило, наблюдается наиболее высокий уровень работоспособности, а к концу недели она снижается. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связанно с явлением «конечного порыва». Он рассматривается как результат усиления деятельности при ожидании окончания работы и предстоящего отдыха.
Однако подобная классическая работоспособность может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающий учебную работу на протяжении ряда дней.
При характеристике изменений работоспособности студентов в начале учебного года процесс реализации их учебно-трудовых возможностей затягивается до 3–3,5 недели (период врабатывания). Затем наступает период стабилизации работоспособности на протяжении 2–2,5 мес.
Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным мотивационным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8–9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 80–100%. Сам процесс экзаменов характеризуется значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами.
Во время экзаменационной сессии иногда наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности. Это происходит под влиянием напряженной умственной деятельности при отсутствие в этот период физической активности, как средства эмоциональной разрядки и рекреации. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для учебного труда студентов независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года), изменения умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет высокое значение для разработки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности средствами физической культуры и спорта.
Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующее:
1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре;
2) ритмичную и системную организацию умственного труда;
3) постоянное поддержание эмоции и интереса к обучению;
4) организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха.
5) отказ от вредных привычек;
6) физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;
7) обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.