Как и вся педагогическая деятельность, спортивная подготовка не мыслима без своих специфических принципов. Из них наиболее актуальными можно считать следующие принципы:
направленность к высоким достижениям, углубленная специализация;
единство общей и специальной подготовки;
непрерывность;
единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам;
волнообразность динамики нагрузок;
цикличность.
Направленность на максимально возможные достижения реализуется ярко выраженной цикличностью, повышенным уровнем нагрузок, особой системой чередования нагрузок и отдыха. Используя углубленную специализацию, обеспечивается максимально возможная степень совершенствования в определенном виде спорта.
Однако объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию, что обеспечивает принцип единства общей и специальной подготовки. Этот принцип предписывает, чтобы содержание общей физической подготовки определялось с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависело от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.
Непрерывность тренировочного процесса связана со степенью и продолжительностью воздействия отдельных упражнений, отдельных тренировочных занятий или соревнований, а также отдельных циклов подготовки на состояние работоспособности спортсмена.
Выражен принцип непрерывности тренировочного процесса в необходимости исключения неоправданных перерывов между занятиями, чтобы свести к минимуму регресс тренированности.
Необходимо стремиться обеспечить преемственность положительного эффекта тренировочных занятий. Для этого:
спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении спортивной специализации;
воздействие каждого последующего тренировочного занятия должно «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;
интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо- и микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.
Постоянный рост спортивных достижений определяется увеличением функциональных возможностей организма и означает неуклонное возрастание, как физических нагрузок, так и требований к технической, тактической и психической подготовленности спортсмена. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок и постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке спортсмена. Выражается это в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые позволяют ему овладеть все более сложными и совершенными умениями и двигательными навыками.
Прогресс спортивных достижений обеспечивается постепенным и максимальным увеличением тренировочных и соревновательных нагрузок. Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время с тенденцией к предельно возможным. Понятие «максимальная нагрузка» неверно было бы всегда отождествлять с понятием «нагрузка до отказа», до полного утомления. Правильно будет сказать, что это нагрузка, которая находится на границе имеющихся функциональных способностей организма, но ни в коем случае не выходит за границы его приспособительных возможностей.
В динамике тренировочных нагрузок сочетаются две, на первый взгляд несовместимые черты – постепенность и скачкообразное возрастание нагрузки до максимальных значений. Постепенность и «скачкообразность» взаимообусловлены в процессе тренировки. Максимум нагрузки всегда устанавливается соответственно имеющимся возможностям организма на данном этапе его развития. По мере расширения функциональных и приспособительных возможностей организма спортсмена в результате тренировки максимум нагрузки будет постепенно возрастать.
Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности спортсмена, обеспечивая неуклонный поступательный рост его спортивных достижений.
Динамика тренировочных нагрузок имеет сложный характер и повышается волнообразно для того, чтобы обеспечить необходимые биологические перестройки в организме спортсмена. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.
Неизбежность волнообразных колебаний нагрузки объясняется комплексом взаимосвязанных причин. Наиболее существенные из них следующие:
фазовость и гетерохронность процессов восстановления и адаптации в ходе тренировки;
периодические колебания дееспособности организма, обусловленные его естественными биоритмами и общими факторами среды;
взаимодействие объема и интенсивности нагрузки, в силу которых эти ее стороны изменяются в определенные фазы тренировочного процесса как разнонаправленно, так и однонаправленно.
Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не совпадают. Планируя тренировочный процесс необходимо соразмерить все эти «волны» друг с другом, для обеспечения соответствия между динамикой нагрузок в микроциклах с общими тенденциями тренировочного процесса, характерными для тех или иных его этапов и периодов.
Циклы тренировки – наиболее общие формы ее структурной организации. Цикличность тренировочного процесса характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов. В форме циклов строится весь тренировочный процесс – от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки.
Общий смысл цикличности выражен в следующих требованиях.
Во-первых, строя тренировку, нужно исходить из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса.
Во-вторых, любые тренировочные упражнения, средства и методы, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если они применены не вовремя, не к месту, без учета особенностей фаз, этапов и периодов тренировки. Поэтому, решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки, нужно находить им соответствующее место в структуре тренировочных циклов.
В-третьих, необходимо нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки соблюдая волнообразность изменения в их динамике.
В-четвертых, любой фрагмент тренировочного процесса должен рассматриваться в его взаимосвязи с более и менее крупными формами циклической структуры тренировки.
В-пятых, следует учитывать естественные биологические ритмы организма при планировании различных циклов тренировки
В зависимости от масштабов времени, в пределах которых строится тренировочный процесс, различают микро-, мезо-, макроциклы.