2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Занятия по лыжным гонкам проводились 5 раз в неделю в обеих группах в форме урока. Продолжительность занятия 1час 30мин. Занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной части. В подготовительной части урока проводили разминку, в которую входил комплекс общеразвивающих упражнений на все группы мышц и небольшой кросс. Подготовительная часть занимает 20% от общего времени тренировочного процесса.
В основной части проводилась работа на развитие общей и специальной выносливости по заданию: кроссовая подготовка, имитационная подготовка, СФП. Основная часть занятия занимает 70% от общего времени тренировочного процесса.
В заключительной части проводилась растяжка, упражнения на восстановление, заминка. Заключительная часть занимает 10% от общего времени тренировочного процесса.
Исследования проводились в 3 этапа:
1 этап – июль - сентябрь 2010года.
2 этап – октябрь 2010 года - апрель 2011 года.
3-этап – май 2011 года.
На первом этапе проводился опрос тренеров-инструкторов по обучению лыжам. До начала экспериментальной работы изучен процесс тренировок в группах начальной подготовки Спортивной Детско-Юношеской Школы Олимпийского Резерва по зимним видам спорта. Ознакомились с организацией и методикой тренировочного процесса, с программой и документацией, а также проведен литературный анализ по теме исследования.
Так же перед началом эксперимента нами был проведен корреляционный анализ в группе спортивного совершенствования между показателями скоростно-силовых качеств и результатом финишного ускорения на 150 метров на лыжах. По результатам корреляционного анализа мы обнаружили большую зависимость, что послужило созданию специального комплекса упражнений для развития плечевого пояса у детей 13-14 лет, занимающихся лыжными гонками.
На втором этапе проведен педагогический эксперимент и взяты промежуточные результаты тестов.
На третьем этапе были проведены контрольные испытания по тестам и математико-статистическая обработка результатов.
2.2. Методы исследования
Используемые методы:
1) Анализ научно-методической литературы
2) Педагогический эксперимент
3) Педагогическое тестирование
4) Математико-статистическая обработка результатов
Анализ научно-методической литературы состоял из проверки теоретических подходов к развитию скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков. Нами было рассмотрено 49 литературных источников. Из них 14 источников – это статьи из журналов. Мы рассмотрели характерные особенности лыжного спорта, также мы рассмотрели особенности скоростно-силовых способностей и возрастных особенностей детей 13-14 лет, занимающихся лыжным спортом.
Педагогический эксперимент проводился в экспериментальной группе в период с октября 2010 года по апрель 2011года. Группа занималась в форме урока (1час 30мин). Был разработан специальный комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков. Эксперимент проводился в 3 этапа:1 этап – октябрь - ноябрь 2010года; 2 этап – декабрь – февраль 2011 года; 3 этап – март – апрель 2011года. В эксперименте применялись методы строго регламентированного упражнения, соревновательного и игрового. На втором этапе эксперимента были проведены промежуточные тесты по скоростно-силовым показателям. На первом этапе занятия проводились на лыже-роллерах.
Педагогическое тестирование заключалось в проведении тестов для оценки скоростно-силовых качеств. Были использованы такие тесты, как тест «подтягивание на время» [15], «подтягивание на максимальное количество раз» [27] и тест «бег на лыжах на 150 метров» [42].
Тест №1. Подтягивание на время.
Методика: И.П. – вис на перекладине. По сигналу испытуемый начинает подтягиваться в течение 15 секунд. Оценивается количество подтягиваний.
Тест №2. Подтягивание на максимальное количество раз.
Методика: И.П. – вис на перекладине. По сигналу испытуемый начинает подтягиваться максимальное количество раз.
Тест №3. Бег на лыжах (на лыже-роллерах) на 150 метров.
Методика: Испытуемый бежит на лыжах или лыже-роллерах 150 метров по прямой. Учитывается время прохождения дистанции.
При математико-статистической обработке результатов нами были использованы общепринятые формулы для расчета оценки показателей скоростно-силовых качеств в контрольной и экспериментальной группе [35]: среднее, дисперсия, ошибка среднего, коэффициент вариации. Также было оценено различие средне групповых результатов тестов по критерию Стьюдента и проведен корреляционный анализ [35]. Различие признавалось значимым, когда расчетное значение критерия Стъюдента было больше 2,23, аRрасчетное в показаниях корреляционного анализа было больше 0,632 [49].
3. Средства и методы экспериментальной программы развития скоростно-силовых способностей лыжников-гонщиков 13-14 лет
Для экспериментальной программы развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 13-14 лет нами был разработан специальный комплекс упражнений. Он основывался на результатах корреляционного анализа. Сравнения проводились среди юношей и девушек 17-18 лет в группах высшего спортивного мастерства между тестом «ускорение на лыжах 150 метров» после прохождения 5-тикилометровой дистанции и показателями подтягивания на перекладине на время, «отжимания» в упоре лежа на время, бросание набивного мяча, «отжимания» из упора на брусьях на максимум раз, подтягивание на перекладине на максимум, а так же «спурты» на лыжах без работы ног. Мы обнаружили сильную степень связи между вышеперечисленными показателями. Тест на отжимания на брусьях на максимум показал среднюю степень связи в отличие от отжимания на брусьях на время за 20 сек. Это говорит о том, что выполнение упражнений на максимум слабо влияет на развитие скоростно-силовых качеств. Из таблицы 1 мы видим, что во всех показаниях коэффициент корреляции признается значимым. Rрасчетное > Rтабличного. 0,8?r<0,9, следовательно идет сильная зависимость между показателями скоростно-силовых качеств.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа между ускорением на лыжах на 150 метров и скоростно-силовыми показателями
Название теста |
Коэффициент корреляции |
Подтягивание на перекладине на время |
0,904 |
Отжимания в упоре лежа на время |
0,802 |
Бросание набивного мяча |
0,846 |
Отжимания из упора на брусьях на максимум |
0,686 |
Подтягивание на перекладине на максимум |
0,823 |
Отжимания из упора на брусьях за 20 сек |
0,803 |
В разработанный комплекс упражнений входили упражнения со вспомогательными средствами и без. Вспомогательными средствами являлись резиновый жгут и 5-ти-килограммовые отягощения.
Комплекс упражнений, направленный на развитие скоростной силы:
1. Комплекс упражнений с вспомогательными средствами:
- подтягивание на перекладине широким, средним и узким хватом с отягощением (5 подходов по 3раза);
- имитация работы рук на месте с резиновым жгутом (5 подходов по 30 раз);
- бросание из-за головы набивного мяча на дальность из положения лежа (5 подходов по 20 раз);
- работа с гантелями на верхний плечевой пояс (6 подходов по 10 раз на каждую руку).
2. Комплекс упражнений без вспомогательных средств:
- подтягивание на перекладине ( 3 подхода по максимуму);
- «отжимания» на брусьях (5 подходов по 7 раз);
- «отжимания» от пола на взрыв (5 подходов по 10 сек);
3. Комплекс, на развитие скоростно-силовых качеств на лыжах (лыже-роллерах):
- «спурт» на лыжах в гору (5 подходов по 15метров);
- «спурт» на лыжах по прямой без работы ног (5 подходов по150метров).
Контрольная группа занималась по общепринятой программе.
Педагогический эксперимент строился следующим образом: 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) дети занимались по разработанному комплексу упражнений со вспомогательными средствами и без на тренировочных занятиях. Упражнения с отягощением выполнялись повторно-серийным методом.
Вес отягощения выбирается в диапазоне 30 – 70% в зависимости от величины внешнего сопротивления, преодолеваемого при выполнении спортивного упражнения (чем оно больше, тем больше вес отягощения). Движения выполняются несколько раз с предельной скоростью, но в невысоком темпе. В серии 5 – 6 подходов с отдыхом 3 – 4 мин. Между сериями активный отдых с упражнениями на расслабление и «встряхивание» мышц, широкоамплитудные маховые движения.
По вторникам выполнялись задания на общую выносливость: кроссовая, скоростная, имитационная подготовка и упражнения на ОФП. Суббота – игровой день. Четверг и воскресенье – выходные дни.
Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в группах были идентичны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агроновский М. А. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт,1980
2. Аксельрод С.Л., Данилова Л.А., Осипов И.Т.Физическая подготовка. – М.: Физическая культура и спорт, 1997.
3 .Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М: Просвещение, 1990.
5. Будин И. М. Лыжный спорт: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Владос-Пресс, 2003.
6. Бутенко Б. Н. Специализированная подготовка боксера. – М.: Физкультура и спорт, 1967.
7. Бутенко Б, Н., Худадов Н. А., Мамчупп Н. А., Гильдин Л. С., Огуренков В. Н. Физическая подготовка юных боксеров// Бокс: Ежегодник. – М., 1964.
8. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. – М., 2000.
9. Бурындин А.Г. Оценка уровня специальной выносливости в спортивной борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 1974.
10. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
11. Верхошанский Ю.В. На пути научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. – 2000. –№4. –С.23-24.
12. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры.– 1998. –№7. –С.41-54.
13. Виноградов М. Н. Физиология трудовых процессов. – 2-е издание. – М.: Медицина, 1966.
14. Волков Н. И. Биохимические основы выносливости спортсмена// Теория и практика физической культуры. – 1994. – №3. – С. 54-55.
15. Воробьев А. Н. Выносливость / А.Н. Кузьмин // Боевые искусства Мира. – М., 1994.
Гамимов Г. Я. Основы лыжной подготовки. – Улан-Удэ, 1989 .
16. Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. – М.: Физкультура и спорт, 1966.
17. Гандельсман А.Б. Специальная выносливость спортсмена с позиций большого спорта / Гандельсман А.Б., Набатникова М.Я. // Теория и практика физической культуры. – 1970. – №6. – С. 54-55.
18. Гандельсман А.Б. Условия достижения высокой работоспособности на дистанции // Теория и практика физической культуры. – 1964. – №5. – С. 54-55.
19. Головачев А.Н. Возрастные особенности физической подготовленности лыжниц-гонщиц. // Теория и практика физической культуры. – 2000. – №2. – С.20-23.
20. Горбунов С.А. Динамика функционального состояния квалифицированных лыжников в соревновательном периоде. // Теория и практика физической культуры. – 2005. – №11. – С. 37-42.
21. Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте. – М.: Физкультура и спорт,1982.
22. Каганов Л. С. Физкультура и спорт. – М.: Знания, 1990.
23. Китманов В.А. Методические подходы к моделированию влияния циклических видов спорта на состояние сердечно-сосудистой системы. // Теория и практика физической культуры. – 2004. – №3. – С. 25-26.
24. Кобзева Л.Ф. Основы методики обучения в лыжном спорте. – Смоленск: РИО СГИФК, 2003.
25. Корнилов В. Книга рекордов Грушина. // Физкультура и спорт. – 2002. – № 1. – С. 6-7.
26. Летунов С. П. Выносливость у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт,1989.
27. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников/ Пособие для учителя. М., 1998.
28. Мажосов В. Н. Тренировка лыжников гонщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1996..
29. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика. – М.: Высшая школа, 1997.
31. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. – М.: Высшая школа, 1997.
32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для институтов физической культуры. – М.: Высшая школа, 1991.
33. Масляков В. А. Лыжный спорт. – М.: Высшая школа 1991.
34. Набатникова М. Я. Специальная выносливость спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1972.
35. Начинская С.В. Спортивная метрология. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
36. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать /Н.Г. Озолин. – М.: Издательсто Астрель, 2002.
37. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М: Физкультура и спорт. 1988.
38. Осинцев В.В. Уроки лыжной подготовки. // Физическая культура в школе. – 2000. – №1 – С.13-17.
39. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
40. Раменская Т.И. Биоэнергетическое моделирование соревновательной деятельности сильнейших лыжников-гонщиков на XVIII зимних Олимпийских играх // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 7. – С. 6-12.
41. Суслов Ф.П. Современная система спортивной подготовки / В.Л. Сыч, Б.Н. Шустина. – М.: СААМ, 1995.
42. Солдатов Д. А. Подготовка юных лыжников. – М.: Физкультура и спорт.-1990.
43. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - Киев: Олимпийская литература, 1997.
44. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974.
45. Филин В.П. Физиологические основы двигательной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1972.
46. Филин В. П. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт,1980.
47. Фомин Н.А. Специальная выносливость спортсмена / Фомин Н.А. // Теория и практика физической культуры. – 1973. –№5. – С.34.
48. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
49. Чернякова С.Н. Спортивная метрология: Сборник задач/ С.Н. Чернякова; Красноярский государственный университет. – Красноярск, 2006.
Приложение 1
Нормативные требования для групп спортивного совершенствования для детей 13-14 лет, занимающихся лыжными гонками [28]
Название теста (ед.измерения) |
Результат |
||
Низкий показатель |
Норма |
Высокий показатель |
|
Подтягивание на время |
5 |
8 |
12 |
Подтягивание на максимальное количество раз |
7 |
11 |
15 |
Бег на лыжах на 150 метров(сек) |
35,00 |
30,00 |
27,00 |