Детско-юношеская спортивная школа №4 Кировского района г. Красноярска
Предполагается, что результативность соревновательной деятельности каратистов находится в определенной взаимосвязи со спортивной мотивацией занимающегося каратэ. Мотивация определяет результативность деятельности, в свою очередь результативность соревновательной деятельности усиливает спортивную мотивацию. Для подтверждения этого предположения мной была изучена спортивная мотивация у каратистов. В исследовании приняло участие 90 каратистов из групп начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных групп (УТГ). Из них 60 занимающихся в НП; 30 воспитанников из УТГ.
Выраженность спортивной мотивации у каратистов (x±?), баллы
№ |
Показатели мотивации |
группы |
Р0 |
|
НП |
УТГ |
|||
1 |
К1-ориентация на духовные потребности |
2,5±0,05 |
3,6±0,04 |
0,05 |
2 |
К2-ориентация на материальные потребности |
2,8±0,04 |
3,8±0,06 |
0,05 |
3 |
К3-ориентация на социальный быт |
3,3±0,06 |
4,2±0,06 |
0,05 |
4 |
К4-ориентация на пополнение знаний |
3,1±0,05 |
4,2±0,03 |
0,05 |
5 |
К5-ориентация на отсутствие болевых ощущений |
3,2±0,05 |
3,9±0,09 |
0,05 |
6 |
К6-ориентация на накопление сведений о противнике |
3,5±0,04 |
4,2±0,03 |
0,05 |
7 |
К7-ориентация на отсутствие психогенных влияний |
2,5±0,05 |
3,8±0,04 |
0,05 |
Направленность спортивной мотивации |
|
|||
8 |
На тренировочный процесс |
5,9±0,09 |
4,0±0,05 |
0,05 |
9 |
На соревнование |
4,1±0,06 |
6,9±0,06 |
0,05 |
У спортсменов выявились следующие характеристики спортивной мотивации: структура мотивации по Р.А. Пилояну (1984); направленность спортивной мотивации на тренировочную деятельность и на соревнование; (Е.Г. Бабушкин,2000) Результаты обобщения и математической обработки полученного материала представлены в таблице.
Спортсмены начальной подготовки имеют низкую степень выраженности побудительные основания (К1 и К2), базисные основания (К3, К4, К5), процессуальные (К6, К7). Новички еще не знакомы с особенностями соревновательной борьбы. Материальные и духовные потребности еще не заняли у них ведущие место. В УТГ наблюдается тенденция усиления ориентации на духовные и материальные потребности.
У новичков пополнение специальных знаний занимает более высокое место в структуре мотивации по сравнению с другими компонентами мотивации. Для новичков важным является знание приемов, техники обучения приемов, знание тактики и др. Более взрослые спортсмены уже обладают необходимым составом специальных знаний. Поэтому этот компонент спортивной мотивации не является для них более значимым.
В исследованиях Р.А. Пилояна (1984) и Е.Г. Бабушкина (2000), проведенных на борцах и боксерах, были показаны аналогичные результаты. По видимому, этот факт можно считать закономерным для спортивной деятельности единоборствами.
В структуре направленности спортивной мотивации проявляется следующая тенденция: с повышением уровня спортивного мастерства снижается направленность на тренировочный процесс, а повышается направленность мотивации на соревновательный процесс.
Данная тенденция говорит о том, что не стоит перегружать группы начальной подготовки соревновательной деятельностью, а больший акцент делать на тренировочный процесс, стараясь разнообразить его, заинтересовывая занимающихся каратэ.