Планирование годичного цикла тренировки учащихся спортивных школ определяется:
задачами, которые поставлены в годичном цикле;
закономерностями развития и становления спортивной формы;
календарем спортивных соревнований.
План-схема годичного цикла подготовки разрабатывается на основе комплексного планирования основных количественных и качественных показателей учебно-тренировочного процесса, средств и методов контроля и восстановления. План-схема представляет собой конкретно выраженную и четко просматриваемую организационно-методическую концепцию построения тренировки на определенном этапе подготовки (см. табл. 15).
Этап начальной подготовки
На этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием, главным образом, средств ОФП, освоению технических элементов и формированию навыков. По окончании годичного цикла тренировки юные спортсмены должны выполнить нормативные требования по физической подготовленности.
Современное представление о планировании годовых циклов подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют: микроциклы, мезоциклы и макроциклы.
Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю.
В спортивных единоборствах по направленности тренировочных воздействий принято выделять 6 блоков построения недельных микроциклов:
- развивающий физический (РФ);
- развивающий технический (РТ);
- контрольный (К);
- подводящий (П);
- соревновательный (С);
- восстановительный (В).
Мезоцикл - это структура средних циклов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практике средний цикл тренировки содержит от 2 до 6 микроциклов.
Макроцикл тренировки предполагает три последовательные фазы:
- фаза приобретения спортивной формы;
- фаза сохранения (относительная стабилизация) спортивной формы;
- фаза некоторой утраты спортивной формы.
Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.
На этапах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, так как основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке. На этих этапах подготовки исключительно важное значение имеет обучение детей технике выполнения физических упражнений. Формирование двигательных навыков и умений создаст необходимую предпосылку для дальнейшего совершенствования двигательного стереотипа (см. табл. 10-12).
Важно стремиться к тому, чтобы юный спортсмен с самого начала овладевал основами техники целостных упражнений, а не их отдельных элементов. Такой подход к обучению двигательным действиям позволит эффективно подойти к пониманию и изучению технического, тактического арсенала рукопашного боя.
Таблица 15
Примерный план-схема и график расчета учебных часов для групп спортивного совершенствования
Этапы и периоды подготовки, год обучения |
Первый подготовительный (осенний) |
Первый соревно-вательный |
Второй подготовительный |
Второй соревновательный |
Переход |
Всего часов |
|||||
Общий (базовый) |
Общий (развивающий) |
Специ-альный |
Общий (разви-вающий) |
Специ-альный |
Этап развития спорт. формы |
Этап высшей соревн. готовности |
Восстановит. Этап 3 нед. |
Переход. Этап 3 нед. |
|||
1 год |
8 нед. (160ч) |
8 нед. (160ч) |
4 нед. (80ч) |
4 нед. (80ч) |
8 нед. (160ч) |
6 нед. (120 ч) |
4нед. (80ч) |
4 нед. (80ч) |
60 ч |
60 ч |
52 нед. 1040 |
2 год |
8 нед. (160ч) |
7 нед. (154ч) |
5 нед. (110ч) |
5 нед. (110ч) |
7 нед. (154ч) |
5 нед. (110 ч) |
5 нед. (110ч) |
5 нед. (110ч) |
3 нед. 66 ч |
2 нед. 44 ч |
52 нед. 1144 |